Речные бронированные катера и мониторы Югославии

Бронированный моторный катер (Оклопни моторни чамац) тип "Jадар"
"Jадар"

Речные патрульные катера (Речни патролни чамци, Rečni patrolni čamci) тип "Patrouillenboot l"
"Брегалница" ("Bregalnica")
"Неретва" ("Neretva")

Речной партульный катер (Ведета, Vedeta) тип "V 1"
В 1 (V 1)

Речной партульный катер (Ведета, Vedeta) тип "V 2"
В 2 (V 2)

Озерные сторожевые катера (Језерски стражарски ведете, Jezerski stražarski Vedete) тип "Граничар"
"Граничар" ("Graničar") (Стр. № 54)
"Стражар" ("Stražar") (Стр. № 55)

Озерные катера пограничной охраны (Језерски ведете стражарски погранични служби, Jezerski vedete stražarski pogranični službi) тип "?"
?
?
?

Речные мониторы (Речни монитор, Rečni monitor) тип "Szamos"
"Морава" ("Morava")

Речные мониторы (Речни монитори, Rečni monitori) тип "Temes" (I)
"Дрина" ("Drina")
"Сава" ("Sava")

Речной монитор (Речни монитор, Rečni monitor) тип "Enns"
"Драва" ("Drava")

Речные мониторы (Речни монитори, Rečni monitori) тип "Sava"
"Соча" ("Soča")
"Вардар" ("Vardar")

Речной бронированный катер (Речни оклопни чамац, Rečni oklopni čamac) проекта "1124/II"
РОЧ 200 (ROČ 200) борт № 200 (с 1952 РОЧ 201 (ROČ 201) борт № 201)

Речной бронированный катер (Речни оклопни чамац, Rečni oklopni čamac) проекта "1125"
РОЧ 201 (ROČ 201) борт № 201 (с 1952 РОЧ 202 (ROČ 202) борт № 202)

Речные бронированные катера (Речни оклопни чамци, Rečni oklopni čamci) проекта "ZB"
РОЧ 203 (ROČ 203) борт № 203
РОЧ 204 (ROČ 204) борт № 204

 

Бронированный моторный катер (Оклопни моторни чамац) тип "Jадар"

1. "Jадар" Заложен Корабельной мастерской компании "Српска Бродарско Друштвo" в Чукарице, Белград в 1915, спущен 6 августа (19 августа по новому григорианскому календарю) 1915, введен в состав Сербской Речной флотилии в 1915, 25 сентября (8 октября по новому григорианскому календарю) 1915 затоплен экипажем близ Чукарицы на реке Сава из-за угрозы захвата германскими войсками.
Jadar
Jadar
[Bозврат к списку]
Водоизмещение: стандартное - /полное - тн, 7,5 х - х - м, Скорость полного хода: - уз, Дальность плавания: - мили (- уз), Автономность: - суток, Силовая установка: 1х 22 л.с., бензиновый двигатель Вооружение: один 8-мм пулемет Schwarzlose M07/12 Бронирование: Башня и палуба - 6 мм Экипаж: - чел.

Речные патрульные катера (Речни патролни чамци, Rečni patrolni čamci) тип "Patrouillenboot l"

1. "Брегалница" ("Bregalnica") Австро-венгерский патрульный бронекатер (Patrouillenboot) Patrouillenboot l (с 1916 "Wels") (Строит. № 1290) заложен "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G." ("Ganz és tarsa ­ Danubius Gép- Waggon- és Hajógyár R.T.") в Уйпеште в январе 1915, спущен 22 октября 1915, вступил 14 марта 1916, 29 октября 1918 по указу императора в составе Дунайской флотилии отошел Венгрии, австро-венгерский флаг спущен 6 ноября 1918, 8 декабря 1918 по решению союзной военной комиссии конфискован в Будапеште для специально созданной англичанами Дунайской флотилии, 20 декабря 1918 переведен в Белград и отремонтирован, 31 декабря 1918 передан Королевству СХС, где введен в ВМС в марте 1919, в конце 1919 вновь перешел под юрисдикцию союзной военной комиссии, 15 апреля 1920 по итогам раздела ВМС Австро-Венгрии предназначен для передачи Венгрии, 23 ноября 1920 передан Венгрии, где в 1921 введен как патрульный корабль (Őrnaszád) "Szeged" (с 1922), 8 мая 1945 сдался США, в 1947 предназначен к реализации, в 1949 разобран на металл в Венгрии. [Bозврат к списку]
2. "Неретва" ("Neretva") Австро-венгерский патрульный бронекатер (Patrouillenboot) Patrouillenboot m (с 1916 "Barsch") (Строит. № 1291) заложен "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G." ("Ganz és tarsa ­ Danubius Gép- Waggon- és Hajógyár R.T.") в Уйпеште в 1915, спущен в 1915, вступил 14 марта 1916, 29 октября 1918 по указу императора в составе Дунайской флотилии отошел Венгрии, австро-венгерский флаг спущен 6 ноября 1918, 8 декабря 1918 по решению союзной военной комиссии конфискован в Будапеште для специально созданной англичанами Дунайской флотилии, 20 декабря 1918 переведен в Белград и отремонтирован, 31 декабря 1918 передан Королевству СХС в Нови Саде, где введен в ВМС в январе 1919, в конце 1919 вновь перешел под юрисдикцию союзной военной комиссии, 15 апреля 1920 по итогам раздела ВМС Австро-Венгрии предназначен для передачи Австрии, 28 января 1921 переведен в Вену, отремонтирован на верфи "Schiffswerft Korneuburg" в Корнеубурге и 14 мая 1921 введен в ВМС Австрии как патрульный катер (Patrouillenboot) "Barsch", 30 июля 1929 передан Венгрии в обмен на бронекатер "Siófok" и в 1929 введен как патрульный корабль (Őrnaszád) "Baja", отемонтирован в 1934, после 1945 использовался в Венгрии как ледокол, разобран в 1949. [Bозврат к списку]

Речной патрульный катер (Ведета, Vedeta) тип "V 1"

1. В 1 (V 1) Американский противолодочный катер ML ? заложен, спущен в 1917, передан Франции, где введен как охотник за подводными лодками (Chasseur de sousmarins) V.5, исключен, передан Королевству СХС, где введен в 1923, исключен 13 июля 1929.
V 5
V 1
V 1
[Bозврат к списку]

Речной патрульный катер (Ведета, Vedeta) тип "V 2"

1. В 2 (V 2) Катер-разведчик Военного Ведомства России заложен судостроительным заводом К.О. Ревенского в Одессе, спущен в 1916-1917, остановлен строительством, в середине марта 1918 куплен у завода Австро-Венгрией и введен в ВМС как моторный тральщик "d", 4 сентября 1918 переведен на Дунай, 29 октября 1918 по указу императора в составе Дунайской флотилии отошел Венгрии, австро-венгерский флаг спущен 6 ноября 1918, 8 декабря 1918 по решению союзной военной комиссии конфискован в Будапеште для специально созданной англичанами Дунайской флотилии, в декабре 1918 переведен в Белград и отремонтирован, 31 декабря 1918 передан Королевству СХС в Нови-Саде, где введен в ВМС в 1919, в конце 1919 вновь перешел под юрисдикцию союзной военной комиссии, 15 апреля 1920 по итогам раздела ВМС Австро-Венгрии передан Королевству СХС, где вновь введен в ВМС в 1923, исключен 13 июля 1929 и продан частной фирме.
V 2 в 1921
[Bозврат к списку]

Озерные сторожевые катера (Језерски стражарски ведете, Jezerski stražarski Vedete) тип "Граничар"

1. "Граничар" ("Graničar") борт. литера GR (левый борт) (Стр. № 54) Заложен "Hitzler Werft" в Регенсбурге, спущен, вступил в состав ВМС Королевства Сербии, Хорватии и Словении (с 1929 Югославия) на Охридском озере 29 октября 1930, в апреле 1941 затоплен экипажем, поднят Италией, в октябре 1943 оставлен при выводе итальянских войск и 30 октября 1943 захвачен болгарской армией, 19 мая 1944 зачислен в состав ВМС Болгарии на Охридском озере как сторожевой корабль (Стражеви кораб) № 2, 6 сентября 1944 оставлен при выводе болгарских войск, после войны использовался как пассажирское судно.
Граничар
Граничар
[Bозврат к списку]
2. "Стражар" ("Stražar") борт. литера СТ (правый борт), ST (левый борт) (Стр. № 55) Заложен "Hitzler Werft" в Регенсбурге, спущен, вступил в состав ВМС Королевства Сербии, Хорватии и Словении (с 1929 Югославия) на Охридском озере 29 октября 1930, в апреле 1941 затоплен экипажем, поднят Италией, в октябре 1943 оставлен при выводе итальянских войск и 30 октября 1943 захвачен болгарской армией, 19 мая 1944 зачислен в состав ВМС Болгарии на Охридском озере как сторожевой корабль (Стражеви кораб) № 1, введен в строй 26 июня 1944, 6 сентября 1944 оставлен при выводе болгарских войск, после войны использовался как пассажирское судно "Ilinden", продан македонской фирме "Илинден Турист" и переименован в "Илинден", 5 сентября 2009 затонул в Охридском озере, поднят 19 сентября 2009.
Стражар и Граничар
Стражар на заднем плане
Илинден
Илинден
Илинден
[Bозврат к списку]
Пассажирское судно тип Стражар

Озерные катера пограничной охраны (Језерски ведете стражарски погранични служби, Jezerski vedete stražarski pogranični službi) тип "?"

1. OM I Заложен "Hitzler Werft" в Регенсбурге, спущен в 1928, вступил в состав ВМС Королевство Югославия на Охридском озере, в апреле 1941 захвачен Германией и переведен на Азовское море.
Vedete
Vedete в августе 1939
Катер на Охридском озере
[Bозврат к списку]
2. OM II Заложен "Hitzler Werft" в Регенсбурге, спущен в 1928, вступил в состав ВМС Королевство Югославия на Охридском озере, в апреле 1941 захвачен Германией и переведен на Азовское море. [Bозврат к списку]
3. PM I Заложен "Hitzler Werft" в Регенсбурге, спущен в 1928, вступил в состав ВМС Королевство Югославия на Преспанском озере, в апреле 1941 захвачен Германией и переведен на Азовское море. [Bозврат к списку]

Речной монитор (Речни монитор, Rečni monitor) тип "Szamos"

1. "Морава" ("Morava") Австро-венгерский речной монитор (Flußmonitor) "Theiss" (с ноября 1891 "Körös") (Строит. № 400) заложен "Schoenichen & Hartmann" ("Magyar Leszámítoló és Pénzváltó Baknak Schönichen-Hartmann- féle egyesült Hájo-, Gép- és Kazangyára") в Уйпеште в марте 1891, спущен в феврале 1892, вступил в апреле 1892, 29 октября 1918 по указу императора в составе Дунайской флотилии отошел Венгрии, австро-венгерский флаг спущен 6 ноября 1918, 8 декабря 1918 по решению союзной военной комиссии конфискован в Будапеште для специально созданной англичанами Дунайской флотилии, 13 декабря 1918 переведен в Белград и отремонтирован, 31 декабря 1918 передан Королевству СХС в Нови Саде, где введен в ВМС в январе 1919, в конце 1919 вновь перешел под юрисдикцию союзной военной комиссии, 15 апреля 1920 по итогам раздела ВМС Австро-Венгрии передан Королевству СХС, где вновь введен в ВМС в 1920, 12 апреля 1941 затоплен экипажем на реке Сава близ Белграда из-за угрозы захвата Германией, поднят Ховатией, где введен как "Bosna", в июне 1944 затонул в результате подрыва на мине близ Босански Новиграда.
Morava
Morava
Morava в 1924
Morava
[Bозврат к списку]

Речные мониторы (Речни монитори, Rečni monitori) тип "Temes" (I)

1. "Дрина" ("Drina") Австро-венгерский речной монитор (Flußmonitor) "Temes" (I) (Строит. № 902) заложен "Danubius-Schoenichen-Hartmann vereinigte Schiff- und Maschinenbau A.G." ("Danubius-Schoenichen-Hartmann egyesült Hajó- és Gépgyar R.T.") в Уйпеште 30 января 1903, спущен 26 марта 1904, вступил 15 мая 1905 в состав Дунайской флотилии Австро-Венгрии, 23 октября 1914 затонул на реке Сава у о. Грабовичи в результате подрыва на русской мине, поднят 27 июня 1916, модернизирован в Уйпеште, спущен 18 января 1917 и вновь введен в строй 23 апреля 1917, 29 октября 1918 по указу императора в составе Дунайской флотилии отошел Венгрии, австро-венгерский флаг спущен 6 ноября 1918, 8 декабря 1918 по решению союзной военной комиссии конфискован в Будапеште для специально созданной англичанами Дунайской флотилии, 13 декабря 1918 переведен в Белград и отремонтирован, 31 декабря 1918 передан Королевству СХС в Нови Саде, где введен в ВМС в январе 1919, в конце 1919 вновь перешел под юрисдикцию союзной военной комиссии, 15 апреля 1920 по итогам раздела ВМС Австро-Венгрии предназначен для передачи Румынии, в декабре 1920 передан Румынии, где 9 декабря 1920 введен как речной монитор (Monitor fluvial) "Ardeal" борт. литера Ar, модернизирован в 1922, модернизирован в 1929, модернизирован с 1937 по 1938 в Галаце, с 27 августа 1944 действовал против германских конвоев на реке Дунай, 1 сентября 1944 пришел в Измаил, где 2 сентября 1944 захвачен СССР и 10 ноября 1944 введен в состав Дунайской военной флотилии СССР как монитор "Бердянск" (с 30 октября 1944), 28 февраля 1948 законсервирован и поставлен в Кислице на отстой, с 12 января 1949 речной монитор, исключен 3 июля 1951 и возвращен Румынии, где 1 августа 1951 введен как речной монитор (Monitor fluvial) "M 20" (с 1952 "M 207"), с учебный монитор (Monitor fluvial-şcoală), 1 декабря 1957 переведен в группу кораблей консервации, исключен в 1959 и передан для разборки на металл. [Bозврат к списку]
2. "Сава" ("Sava") Австро-венгерский речной монитор (Flußmonitor) "Bodrog" (Строит. № 903) заложен "Danubius-Schoenichen-Hartmann vereinigte Schiff- und Maschinenbau A.G." ("Danubius-Schoenichen-Hartmann egyesült Hajó- és Gépgyar R.T.") в Уйпеште в 1903, спущен 12 апреля 1904, вступил 10 ноября 1904, 29 октября 1918 по указу императора в составе Дунайской флотилии отошел Венгрии, 31 октября 1918 в туман сел на мель близ Визницы, 2 ноября 1918 оставлен экипажем и захвачен Сербией, в 1919 снят с мели Сербией, в конце 1919 перешел под юрисдикцию союзной военной комиссии, 15 апреля 1920 по итогам раздела ВМС Австро-Венгрии передан Королевству СХС, где введен в ВМС, 12 апреля 1941 затоплен экипажем на реке Сава близ Белграда из-за угрозы захвата Германией, поднят Хорватией, где введен как "Sava", 9 сентября 1944 затоплен экипажем близ Славонски Брод, поднят в 1946, отремонтирован и в 1952 введен в ВМС Югославии как "Sava", выведен в резерв в 1959, исключен в 1962, в 1966 передан речному транспортному предприятию "Heroj Pinki" в Нови Сад и переименован в "Даљ" ("Dalj"), с 1973 использовался как плавучий причал NS 3952 в Панчево близ Нови Сад, с принадлежал компании „Дунав група агрегати“ в Нови Сад, в 2006 объявлен Памятником культуры, в 2015 куплен Министерством обороны Сербии и Военным музеем в Белграде, с 2015 по 2018 отреставрирован на верфи "Бродоградилиште Апатин", где монитору возвращен первоначальный вид, в 2019 будет установлен в Военном музее в Белграде.
Bodrog
Sava
Sava в 1946 после подьеа
Sava
NS 3952
NS 3952
NS 3952
[Bозврат к списку]

Речной монитор (Речни монитор, Rečni monitor) тип "Enns"

1. "Драва" ("Drava") Австро-венгерский речной монитор (Flußmonitor) "Enns" (Строит. № 559) заложен "Stabilimento Tecnico Triestino" (с 7 октября 1916 "Austriawerft A.G.") в Линце в 1912, спущен в сентябре 1914, вступил 17 октября 1914, 29 октября 1918 по указу императора в составе Дунайской флотилии отошел Венгрии, австро-венгерский флаг спущен 6 ноября 1918, 8 декабря 1918 по решению союзной военной комиссии конфискован в Будапеште для специально созданной англичанами Дунайской флотилии, 13 декабря 1918 переведен в Белград и отремонтирован, 31 декабря 1918 передан Королевству СХС в Нови Саде, где введен в ВМС 22 марта 1919, в конце 1919 вновь перешел под юрисдикцию союзной военной комиссии, 15 апреля 1920 по итогам раздела ВМС Австро-Венгрии передан Королевству СХС, где вновь введен в ВМС в 1920, 12 апреля 1941 потоплен германскими пикирующими бомбардировщиками "Ju 87" близ Чиба, в 1942 поднят Венгрией, восстанавливался в Уйпеште, в 1946 передан Югославии и в 1949 разобран на металл.
Drava
[Bозврат к списку]

Речные мониторы (Речни монитори, Rečni monitori) тип "Sava"

1. "Соча" ("Soča") Австро-венгерский речной монитор (Flußmonitor) No IX"Sava") (Строит. № 610) заложен верфью "Stabilimento Tecnico Triestino" (с 7 октября 1916 "Austriawerft A.G.") в Линце в 1914, спущен 31 мая 1915, вступил 15 сентября 1915 в состав Дунайской флотилии Австро-Венгрии, 29 октября 1918 по указу императора в составе Дунайской флотилии отошел Венгрии, австро-венгерский флаг спущен 6 ноября 1918, 8 декабря 1918 по решению союзной военной комиссии конфискован в Будапеште для специально созданной англичанами Дунайской флотилии, 13 декабря 1918 переведен в Белград и отремонтирован, 31 декабря 1918 передан Королевству СХС в Нови-Саде, где введен в ВМС в марте 1919, в конце 1919 вновь перешел под юрисдикцию союзной военной комиссии, 15 апреля 1920 по итогам раздела ВМС Австро-Венгрии предназначен для передачи Румынии, в декабре 1920 передан Румынии, где 9 декабря 1920 введен как монитор (Monitorul) "Bucovina" борт. литера Bc., модернизирован с 1936 по 1937, модернизирован с 1942 по 1943, с 27 августа 1944 действовал против германских конвоев на реке Дунай, 1 сентября 1944 следуя в Измаил сел на мель в районе г. Силистра на Дунае, 16 сентября 1944 снят с мели и отбуксирован в Брэйла, 18 сентября 1944 приведен в Измаил и захвачен СССР, 10 ноября 1944 введен в состав Дунайской военной флотилии СССР как монитор "Измаил" (с 30 октября 1944), 28 февраля 1948 законсервирован и поставлен в Кислицах на отстой, с 12 января 1949 речной монитор, исключен 3 июля 1951 и возвращен Румынии, где 1 августа 1951 введен как речной монитор (Monitor fluvial) "M 12" (с 1952 "M 206"), 1 декабря 1957 переведен в группу кораблей консервации, исключен в 1958 и передан для разборки на металл. [Bозврат к списку]
2. "Вардар" ("Vardar") Австро-венгерский речной монитор (Flußmonitor) No X"Temes", с 9 мая 1917 "Bosna" (II)) (Строит. № 609) заложен "Stabilimento Tecnico Triestino" (с 7 октября 1916 "Austriawerft A.G.") в Линце в 1914, спущен в 1915, вступил 9 июля 1915, 29 октября 1918 по указу императора в составе Дунайской флотилии отошел Венгрии, австро-венгерский флаг спущен 6 ноября 1918, 8 декабря 1918 по решению союзной военной комиссии конфискован в Будапеште для специально созданной англичанами Дунайской флотилии, 13 декабря 1918 переведен в Белград и отремонтирован, 31 декабря 1918 передан Королевству СХС в Нови Саде, где введен в ВМС в марте 1919, в конце 1919 вновь перешел под юрисдикцию союзной военной комиссии, 15 апреля 1920 по итогам раздела ВМС Австро-Венгрии передан Королевству СХС, где вновь введен в ВМС в 1920, 12 апреля 1941 затоплен экипажем на реке Сава близ Белграда из-за угрозы захвата Германией.
Vardar
[Bозврат к списку]

Речной бронированный катер (Речни оклопни чамац, Rečni oklopni čamac) проекта "1124/II"

1. РОЧ 200 (ROČ 200) борт № 200 (с 1952 РОЧ 201 (ROČ 201) борт № 201) Советский бронированный катер БК-338 (Строит. № 372) заложен Судостроительным заводом № 340 в Зеленодольске в 1942, спущен летом 1943, вступил в строй 11 декабря 1943, введен в Азовскую флотилию 15 января 1944, 13 апреля 1944 перечислен в Дунайскую флотилию, 9 декабря 1944 тяжело поврежден германской береговой артиллерией близ Вуковара, подошел к берегу, перевернулся и затонул, поднят Югославией, отремонтирован и 1951 введен в ВМС Югославии, исключен в 1964.
200
201
[Bозврат к списку]

Речной бронированный катер (Речни оклопни чамац, Rečni oklopni čamac) проекта "1125"

1. РОЧ 201 (ROČ 201) борт № 201 (с 1952 РОЧ 202 (ROČ 202) борт № 202) Советский бронированный катер № 71 (с 18 сентября 1942 № 32, с 16 ноября 1942 № 53, с 21 марта 1943 № 321, с 22 марта 1944 БК-321) (Строит. № 389) заложен Судостроительным заводом № 340 в Зеленодольске в 1940, спущен летом 1942, введен в Волжскую флотилию 31 октября 1942, официально вступил 11 ноября 1942, 21 марта 1943 перечислен в Азовскую флотилию, 13 апреля 1944 перечислен в Дунайскую флотилию, 9 декабря 1944 тяжело поврежден германской береговой артиллерией близ Вуковара, врезался в плавни и затонул, поднят Югославией, отремонтирован и 1951 введен в ВМС Югославии, исключен в 1964. [Bозврат к списку]
201
[Bозврат к списку]

Речные бронированные катера (Речни оклопни чамци, Rečni oklopni čamci) проекта "ZB"

1. РОЧ 203 (ROČ 203) борт № 203 заложен Brodogradilište "Tito" в Белграде, спущен в 1956, введен в 1958, демонтирована башенная 85-мм АУ, исключен в 1964.
203 и 204
203 и 204
203 и 204
[Bозврат к списку]
2. РОЧ 204 (ROČ 204) борт № 204 заложен Brodogradilište "Tito" в Белграде, спущен в 1957, введен в 1958, демонтирована башенная 85-мм АУ, исключен в 1964. [Bозврат к списку]

ВМС Югославии
Сенотрусов Вячеслав 11:50 12.12.09
Hosted by uCoz
счетчики