Крейсера Нидерландов
Бронепалубный корвет (Pantserdekkorvet) (с 12 мая 1893 Бронепалубный крейсер (Pantserdekschip)) тип "Sumatra"
1. "Sumatra"
заложен "Koninklijke Fabriek van Stoom- en andere Werktuigen" в Амстердаме 5 марта 1888, в марте 1890 передан для достройки на верфь "Rijkswerf" в Амстердаме,
спущен 26 апреля 1890, вступил 1 апреля 1891, выведен 10 мая 1902, в 1904 переведен в Амстердам для переоборудования в торпедный транспорт (Torpedotransportschip),
снят с переоборудования, разоружен в 1905, исключен в 1906, 27 марта 1907 продан за 96360 гульденов фирме "Duinker en Goedkoop" в Амстердам для разделки на металл.
[Bозврат к списку]
Водоизмещение: стандартное 1693 /полное - тн, 69,98 х 11,3 х 4,67 м,
Скорость полного хода: 17 уз,
Дальность плавания: - миль (- уз),
Автономность: - суток,
Силовая установка: 2350 л.с.
Вооружение: 1x1 210-мм/35, 1x1 150-мм/35, 2x1 120-мм/35, 1x1 120-мм мортира, 1x1 75-мм (позднее снята), 1x1 75-мм мортира (позднее снята),
4x1 37-мм, 2x1 37-мм револьверные пушки Hotchkiss (позднее сняты), 2x1 356-мм ТА
Бронирование: палуба - 38 мм
Экипаж: от 167 (115 европейцев и 52 неевропейца) чел. до 181 чел.
Бронепалубный крейсер (Pantserdekschip) тип "Konigin Wilhelmina der Nederlanden"
1. "Prinses Wilhelmina der Nederlanden" (c 3 февраля 1891 "Konigin Wilhelmina der Nederlanden")
заложен "Koninklijke Fabriek van Stoom- en andere Werktuigen" в Амстердаме в ноябре 1889, 22 апреля 1891 из-за банкроства верфи передан для достройки
на верфь "Rijkswerf" в Амстердаме, спущен 22 октября 1892, вступил 17 апреля 1894, исключен 9 апреля 1910, 14 октября 1910 продан для разделки на металл.
[Bозврат к списку]
Водоизмещение: стандартное 4530 /полное - тн, 99,8 х 14,91 х 6,07 м,
Скорость полного хода: 15,8 уз,
Дальность плавания: - миль (- уз),
Автономность: - суток,
Силовая установка: 4600 л.с.
Вооружение: 1x1 280-мм/30, 1x1 210-мм/35 Krupp, 2x1 170-мм/35, 4x1 75-мм/55, 6x1 37-мм, 4x1 356-мм ТА
Бронирование: палуба - 50 мм
Экипаж: 296 чел.
Бронепалубные крейсера (Pantserdekschepen) тип "Holland"
1. "Holland"
заложен "Rijkswerf" в Амстердаме 6 мая 1895, спущен 4 октября 1896, вступил 1 июля 1898, с 16 апреля 1901 по 20 марта 1902 в резерве,
модернизирован с 13 марта 1906 по 26 октября 1909 с заменой котлов и с 6 января 1914 по 20 ноября 1914 с заменой вооружения, исключен в 1920.
[Bозврат к списку]
2. "Zeeland" (Строит. № 85)
заложен "Koninklijke Maatschappij De Schelde" во Флиссингене в 1895, спущен 20 марта 1897, вступил 1 июня 1898, исключен в 1924
[Bозврат к списку]
3. "Friesland"
заложен "Nederlandsche Stoomboot Maatschappij" в Роттердаме в 1895, спущен 4 ноября 1896, вступил 16 февраля 1898, исключен в 1911 и в 1913 продан для разделки на металл.
[Bозврат к списку]
4. "Gelderland"
заложен "N.V. Maatschappij voor Scheeps- en Werktuigbouw Fijenoord" в Роттердаме 1 ноября 1897, спущен 28 сентября 1898, вступил 15 июля 1900,
с 27 апреля 1920 учебно-артиллерийский корабль (Artillerie Instructieschip), исключен 24 августа 1939 и поставлен в отстой на верфи “Rijkswerf” в Ден-Хелдере,
где 14 мая 1940 захвачен Германией, с августа 1941 по 1942 на верфи “Cornelis van der Giessen en Zonen” в Кримпен-ан-ден-Эйссел и с 1942 по декабрь 1943 на верфи "Schichau" в Эльбинге
переоборудован в плавучую батарею ПВО (Schwimmende Flakbatterie) "Niobe", 1 марта 1944 введена в ВМС Германии, 16 июля 1944 потоплена советской морской авиацией
в порту Котка, в июне 1953 поднята германской фирмой "Taucher Beckendorf" из Гамбурга, Нидерланды от прав на корабль отказались, разделан на металл.
[Bозврат к списку]
5. "Noordbrabant"
заложен "N.V. Koninklijke Maatschappij De Schelde" во Флиссингене 31 августа 1897, спущен 17 января 1899, вступил 1 марта 1900, с 1925 плавучая казарма (Accommodatieschip),
17 мая 1940 подожжен экипажем из-за угрозы захвата Германией, разделан на металл.
[Bозврат к списку]
6. "Utrecht"
заложен "Rijkswerf" в Амстердаме в 1897, спущен 14 июля 1898, вступил 1 марта 1901, исключен в 1913 и продан для разделки на металл.
[Bозврат к списку]
Водоизмещение: стандартное 3840 ("Gelderland", "Noordbrabant", "Utrecht" - 3970) /полное - тн, 93,3 ("Gelderland", "Noordbrabant", "Utrecht" - 94,7) х 14,82 х 5,41 м,
Скорость полного хода: 20 уз,
Дальность плавания: 4500 миль (10 уз),
Автономность: - суток,
Силовая установка: 12 паровых котлов Yarrow, 2 3-х цилиндровых паровых двигателя тройного расширения, 9867 л.с.
Вооружение: 2x1 150-мм/40 Krupp, 6x1 120-мм/40, 2x1 75-мм/55, 2x1 75-мм мортиры, 8x1 37-мм, 4x1 37-мм револьверные пушки Hotchkiss, 2x1 450-мм ТА
с 1906 - 2x1 150-мм/40 Krupp, 6x1 120-мм/40, 1x1 75-мм/55, 1x1 75-мм мортиры, 4x1 37-мм, 4x1 37-мм револьверные пушки Hotchkiss, 2x1 450-мм ТА
с 1914 - 10x1 120-мм/70, 2x1 75-мм/55, 4x1 37-мм, 1x1 75-мм мортира, 1x1 450-мм ТА (оставлены только на "Gelderland" и "Noordbrabant")
"Gelderland" - с 1920 по 1940 8x1 120-мм/70, 3x1 75-мм/55, 1x1 75-мм полуавтоматическая АУ, 2x1 37-мм, 7 пулеметов
"Noordbrabant" - с 1926 1x1 75-мм/55
"Niobe" - 8x1 105-мм FlaK L/45 C/32, 4x1 Bofors L/60, 4x4 20-мм C/38, 2 дальномера FlaK-Kommandogerät 36, 1 радар FuMG 39 "Würzburg"
Бронирование: палуба - 50 мм, боевая рубка - 100 мм, башни ГК - 13 мм (лоб),
Экипаж: 324 чел. (на "Niobe" - 387 чел.)
Крейсера (Kruisers) тип "Java"
1. "Java" (Строит. № 165)
заложен "N.V. Koninklijke Maatschappij De Schelde" во Флиссингене 31 мая 1916, спущен 9 августа 1921, вступил 1 мая 1925, в 1935 модернизирован в Сурабайе, в 1937 модернизирован
на верфи "Willemsoord" в Ден-Хелдере, 27 февраля 1942 потоплен торпедами японского тяжелого крейсера "Nachi" в Яванском море в точке с координатами 06°00, 112°05’E.
[Bозврат к списку]
2. "Sumatra" (Строит. № 148) борт. № 40
заложен "Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij" в Амстердаме 15 июля 1916, спущен 29 декабря 1920, вступил 26 мая 1926, в 1934 модернизирован в Сурабайе,
c 11 мая 1940 по 12 мая 1940 переведен в Великобританию из-за угрозы захвата Германией, с 16 октября 1940 по 27 января 1942 находился в ремонте в Сурабайе,
с 15 февраля 1942 действовал под английским командованием, 29 апреля 1944 передан ВМС Великобритании, разоружен в 1944 и затоплен в качестве искусственного волнореза
как часть гавани "Малберри" в Нормандии близ Уистреама, продан 14 февраля 1951 для разделки на металл.
[Bозврат к списку]
3. "Celebes"
Планировался постройкой на верфи "N.V. Maatschappij voor Scheeps- en Werktuigbouw Fijenoord" в Роттердаме согласно контракта от 14 июня 1917, спуск запланирован 1 июля 1921,
остановлен строительством 14 июля 1917, снят со строительства в 1919.
[Bозврат к списку]
Водоизмещение: стандартное 6670 /полное 8087 тн, 155,3 х 16 х 6,1 м,
Скорость полного хода: 31 уз,
Дальность плавания: 4800 миль (12 уз),
Автономность: - суток,
Силовая установка: "Java" - 8 паровых котлов Schulz-Thornycroft, 3 ТЗА Germania, 65000 л.с., "Sumatra" - 8 паровых котлов Schulz-Thornycroft, 3 ТЗА Zolly, 72000 л.с.
Вооружение: 10x1 150-мм/50 Bofors, 4x1 75-мм/55 Krupp, 36 мин, чуть позднее размещены 2 гидросамолета Van Berkel WA (c Fairey IIIF, с Fokker C.VIIW)
"Java" - с 1935 10x1 150-мм/50 Bofors, 2x2 40-мм/56 Bofors, 4x1 12,7-мм пулемет, 36 мин, 2 гидросамолета Fokker C.VIIW (с 1938 Fokker C.XIW)
"Sumatra" - с 1935 10x1 150-мм/50 Bofors, 3x2 40-мм/56 Bofors, 4x1 12,7-мм пулемет Browning, 36 мин, 2 гидросамолета Fokker C.VIIW (с 1938 Fokker C.XIW)
Бронирование: пояс 75-50 мм, палуба 25 (скосы 50) мм, траверзы - 60 мм, боевая рубка - 125-100 мм, башни ГК - 100 мм,
Экипаж: 526 чел.
Крейсер (Kruiser) тип "De Ruyter"
1. "Celebes" (с 11 мая 1935 "De Ruyter") (Строит. № 652)
заложен "N.V. Dok en Werf Maatschappij Wilton-Fijenoord" в Схидаме 14 сентября 1933, спущен 11 мая 1935, вступил 3 октября 1936, 27 февраля 1942 потоплен торпедами японского
тяжелого крейсера "Haguro" в Яванском море в точке с координатами 06°11S, 112°08’E.
[Bозврат к списку]
Водоизмещение: стандартное 6442 /полное 7548 тн, 170,8 х 15,7 х 5,1 м,
Скорость полного хода: 32 уз,
Дальность плавания: 6800 миль (12 уз),
Автономность: - суток,
Силовая установка: 8 паровых котлов Yarrow, 3 ТЗА Parsons, 66000 л.с.
Вооружение: 3x2 и 1x1 150-мм/50 Bofors, 5x2 40-мм/56 Bofors, 4x2 12,7-мм пулемет Solothurn, 2x1 7,7-мм пулемет, 2 гидросамолета Fokker C.XIW
Бронирование: пояс 50-30 мм, палуба 30 мм, барбеты - 50 мм, боевая рубка - 30 мм, башни ГК - 100-30 мм,
Экипаж: 473 чел.
Крейсера (Kruisers) тип "Tromp"
1. "Tromp" (Строит. № 240) бортовой № D 28, с 15 июня 1946 KL 2, с 15 октября 1950 C 804, с 1 апреля 1955 A 878
заложен верфью "Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij" в Амстердаме 17 января 1936 как лидер эскадренных миноносцев (Flottieljeleider), спущен 24 мая 1937,
вступил 18 августа 1938 как крейсер ПВО (Luchtverdedigingskruiser), c февраля 1942 по ноябрь 1942 и с 21 октября 1944 по 14 февраля 1945 отремонтирован
и модернизирован в Сиднее, с мая 1946 по 1 июля 1948 модернизирован на верфи "Nederlandsche Dok en Scheepsbouw Maatschappij" в Амстердаме, с 1 ноября 1948 использовался
как плавучая казарма (Logementschip), с 11 июля 1949 по 15 февраля 1951 и с 15 ноября 1951 по 2 марта 1953, а также с 14 августа 1953 по 1 сентября 1955 в резерве,
с 1 апреля 1955 несамоходное судно (Immobiel Schip), выведен 14 марта 1963, исключен 10 декабря 1968, 13 мая 1969 продан фирме "Simons Handelsmij. N.V." в Роттердам
для разделки на металл, перепродан испанской фирме "Castellon de la Plana", отбуксирован в Испанию с 6 июня 1969 по июня 1969, разделан на металл в Кастильоне.
[Bозврат к списку]
2. "Jacob van Heemskerck" (Строит. № 274) бортовой № D 20, с 15 июня 1946 KL 1, с 21 января 1947 KV-1, с 15 октября 1950 C 803, с 15 января 1955 A 879
заложен верфью "Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij" в Амстердаме 21 октября 1938 как лидер эскадренных миноносцев (Flottieljeleider), спущен 16 сентября 1939,
введен недостроенным 10 мая 1940, c 10 мая 1940 по 11 мая 1940 переведен в Великобританию из-за угрозы захвата Германией, с 10 июля 1940 по 11 февраля 1941 достроен
на верфи в Портсмуте как крейсер ПВО (Luchtverdedigingskruiser), вновь введен 11 февраля 1941, с 12 июня 1944 по февраль 1945 модернизирован на верфи "Cammell Laird"
в Биркенхеде, с 24 июня 1947 учебно-артиллерийский корабль (Artillerie-instructieschip), с 12 марта 1951 использовался как плавучая казарма, разоружен в июле 1957,
с сентября 1957 использовался как плавучая казарма (Logementschip) для экипажа авианосца "Karel Doorman", с июля 1958 использовался как плавучая казарма (Logementschip)
Службы консервации, с 23 июня 1963 вахтенное судно (Wachtschip) во Флиссингене, выведен 20 ноября 1969, исключен 27 февраля 1970, 23 июня 1970 продан фирме
"Van Castricum & Co. N.V." в Роттердам за 696 700 гульденов для разделки на металл, в июле 1970 отбуксирован в Аликанте, Испания, где разделан на металл.
[Bозврат к списку]
Водоизмещение: стандартное 3787 ("Jacob nan Heemskerck" - 3765) /полное 4807 ("Jacob nan Heemskerck" - 4860) тн, 131,95 х 12,43 х 4,6 ("Jacob nan Heemskerck" - 5,08) м,
Скорость полного хода: 34,5 уз,
Дальность плавания: 8000 миль (10 уз),
Автономность: - суток,
Силовая установка: 4 паровых котла Yarrow, 2 ТЗА Parsons, 56000 л.с.
Вооружение:
"Tromp" - 3x2 150-мм/50 Bofors, 2x2 40-мм/56 Bofors, 2x2 12,7-мм пулемет, 2x3 533-мм ТА, 1 гидросамолет Fokker C.XIW
(с 1942 3x2 150-мм/50 Bofors, 2x1 76-мм/40 Vickers MkIII, 2x2 40-мм/56 Bofors, 4x1 20-мм/70 Oerlikon MklV/MkIII, 2x1 12,7-мм пулемет Browning, 4x1 7,7-мм пулемет (сняты в 1943), 2x3 533-мм ТА)
(с 1945 3x2 150-мм/50 Bofors, 2x1 76-мм/50, 2x1 76-мм/40 Vickers MkIII, 2x2 40-мм/56 Bofors, 4x1 40-мм/56 Bofors, 2x1 20-мм/70 Oerlikon MklV/MkIII)
"Jacob nan Heemskerck" - 3x2 150-мм/50 Bofors, 8x1 20-мм Hispano-Suiza
(с 1941 5x2 101,6-мм/45 QF Mk XVI, 1x4 40-мм/40 MkVIII, 6x1 20-мм/70 Oerlikon MklV/MkIII, 2 бомбосбрасывателя)
(с 1945 5x2 101,6-мм/45 QF Mk XVI, 4x2 40-мм/56 Bofors, 4x2 20-мм/70 Oerlikon MklV/MkIII, 2 бомбосбрасывателя)
Бронирование: палуба - 15-25 мм, борт - 20-30 мм, боевая рубка - 12 мм, башни ГК - 12 мм
Экипаж: 295-380 чел. ("Jacob nan Heemskerck" - 393-420 чел.)
Крейсера (Kruisers) тип "Kijkduin"
1. "Kijkduin" (Строит. № 219, с 1939 "Eendracht", с 22 июля 1947 "De Ruyter", с 22 августа 1950 "De Zeven Provinciën" борт. № KL 4 (с 15 октября 1950 С 802))
заложен верфью "Rotterdamsche Droogdok Maatschappij N.V." в Роттердаме 19 мая 1939, в мае 1940 захвачен Германией, зачислен в ВМС Германии
как легкий крейсер (Leichte Kreuzer) "KH 2" (Бюджетное наименование "Ersatz Königsberg") и с августа 1940 строился для ВМС Германии,
строительство остановлено в 1943, в 1945 перешел под контроль Нидерландов, назначен к достройке для ВМС Нидерландов 30 августа 1946 и вновь начат строительством 1 октября 1946,
спущен 22 августа 1950, введен в ВМС Нидерландов 17 декабря 1953, с 3 мая 1962 по 3 августа 1964 модернизирован на верфи "Rotterdamsche Droogdok Maatschappij N.V." в Роттердаме
с установкой ПУ ЗРК RIM-2 "Terrier", выведен в резерв 17 мая 1975, исключен 7 июня 1976, 17 августа 1976 передан Перу, модернизирован и переоборудован в крейсер-вертолетоносец
на верфи "Rotterdamsche Droogdok Maatschappij N.V." в Роттердаме с 1976 по 31 октября 1977, введен в ВМС Перу 24 февраля 1978 как крейсер-вертолетоносец (Crucero Porta-Helicópteros)
"Aguirre" борт. № 84, с 22 апреля 1978 по переведен из Ден-Хелдера в Перу, с 7 августа 1986 по 15 февраля 1988 носил наименование "Almirante Grau" борт. № 81,
исключен 21 марта 1999 и продан для разделки на металл, начат разделкой в июне 2000 близ Вентанильи.
[Bозврат к списку]
2. "De Zeven Provinciën" (Строит. № 670, с 22 августа 1950 "De Ruyter" борт. № KL 3 (с 15 октября 1950 С 801))
заложен верфью "N.V. Dok en Werf Maatschappij Wilton-Fijenoord" в Схидаме 5 сентября 1939, в мае 1940 захвачен Германией,
зачислен в ВМС Германии как легкий крейсер (Leichte Kreuzer) "KH 1" (Бюджетное наименование "Ersatz Emden")
и с августа 1940 строился для ВМС Германии, строительство остановлено в 1943, спущен 24 декабря 1944 для предпологаемого
затопления в качестве блокшипа, затоплен не был, в 1945 перешел под контроль Нидерландов, назначен к достройке для ВМС Нидерландов 30 августа 1946
и вновь начат строительством 1 октября 1946, введен в ВМС Нидерландов 18 ноября 1953, выведен в резерв 13 октября 1972, исключен 26 января 1973,
7 марта 1973 подписан договор о передаче Перу, 15 мая 1973 передан Перу и 23 мая 1973 введен в ВМС Перу как легкий крейсер
(Crucero Ligero) "Almirante Grau" борт. № 81, с 18 июня 1973 по переведен из Ден-Хелдера в Перу, с 25 марта 1985 по 1988 модернизирован
на верфи "Amsterdam Drydock Company" (с 1985 "Amsterdam Naval Services", с 1987 "Shipdock Amsterdam") в Амстердаме, с 7 августа 1986 по 15 февраля 1988
носил наименование "Proyecto de Modernización 01" ("PM-01"), прибыл в Перу 15 февраля 1988 и поставлен для завершения модернизации
на верфь "Servicios Industriales de la Marina S.A." в Кальяо, вновь введен в 1988, в 1993 установлено 8 ПУ ПКР "Otomat" Mk.2 и переклассифицирован
в легкий ракетный крейсер (Crucero Ligero Misilero), исключен 26 сентября 2017.
[Bозврат к списку]
Проект 1939:
Водоизмещение: стандартное 8350 /полное 10800 тн, 185,7 х 17,25 х 5,6 м,
Скорость полного хода: 32 уз,
Дальность плавания: - миль (- уз),
Автономность: - суток,
Силовая установка: 6 паровых котлов Yarrow, 3 ТЗА Parsons, 78000 л.с.
Вооружение: 2x3 и 2x2 152-мм/53 Bofors, 6x2 40-мм/56 Bofors, 4x2 12,7-мм пулемет, 2x3 533-мм ТА, 2 гидросамолета
Бронирование: пояс 100-75 мм, палуба 20-25 мм, башни ГК - 100-50 мм,
Экипаж: - чел.
После достройки:
Водоизмещение: стандартное 9725 /полное 11930 тн, 187,32 х 17,25 х 6,72 м,
Скорость полного хода: 32 уз,
Дальность плавания: 6900 миль (12 уз),
Автономность: - суток,
Силовая установка: 6 паровых котлов Yarrow, 3 ТЗА Parsons, 85000 л.с.
Вооружение: 4x2 152-мм/53 Bofors, 4x2 57-мм, 8x1 40-мм/70 Bofors, 2 бомбосбрасывателя
"De Zeven Provinciën" с 1964 - 1x2 ПУ ЗРК RIM-2 "Terrier", 2x2 152-мм/53 Bofors, 3x2 57-мм, 4x1 40-мм/70 Bofors, 2 бомбосбрасывателя
"Aguirre" c 1977 - 2x2 152-мм/53 Bofors, 2x2 40-мм/70 OTO Melara 40L70 DARDO, 4x1 40-мм/70 Bofors, 3 вертолета ASH-3D Sea King
"Almirante Grau" с 1988 - 4x2 152-мм/53 Bofors, 2x2 40-мм/70 OTO Melara 40L70 DARDO, 4x1 40-мм/70 Bofors, 2 бомбосбрасывателя
"Almirante Grau" с 1993 - 8 ПУ ПКР "Otomat" Mk.2, 4x2 152-мм/53 Bofors, 2x2 40-мм/70 OTO Melara 40L70 DARDO, 4x1 40-мм/70 Bofors, 2 бомбосбрасывателя
Бронирование: пояс 50-76 мм, боевая рубка 125-50 мм, башни ГК - 125-50 мм,
Экипаж: 926-973 чел. (на "Aguirre" - 653 чел. (47 оф.))
ВМС Нидерландов
Сенотрусов Вячеслав 15:35 21.08.15